Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

...

Воскресенье, 19.05.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

Шестидневка - "за" и "против"
В новом 2010-2011 учебном году МОУ «СОШ ЗАТО – пос. Михайловский» и в стране в целом многие школы переходят на 6-дневный режим обучения. Этим довольны далеко не все участники образовательного процесса. Справедливо ли отнимать у детей день отдыха, спрашивают одни, нельзя ли субботние уроки разбросать по остальным дням недели? Другие соглашаются: мол, в старших классах шестидневка оправдана, но зачем мучить малышей, у которых нагрузка не так уж велика. Но есть и те, кто интересуется: можно ли в одной отдельно взятой школе остаться на пятидневке, если этого хотят дети и родители? История вопроса Маслова О. Р., директор МОУ «СОШ ЗАТО – пос. Михайловский»: Пятидневка как факт появилась 13–15 лет назад — в порядке эксперимента и только для детей, которые начинали учиться с 6 лет. Постепенно этот режим работы распространился на всю школу: начальную, среднюю и старшую. Были, правда, попытки Министерства образования упорядочить процесс, ввести два варианта учебных планов — для пяти–и шестидневки, но большинство школ пошло по другому пути: прежнее содержание, рассчитанное на шесть рабочих дней, вместили в укороченный режим пятидневки. Это привело к неминуемым перегрузкам: в начальной школе появилось по пять уроков, в средней и старшей — по семь–восемь. А рабочий день с учётом времени на приготовление уроков растянулся у младших школьников до семи–восьми часов, у старших — до 13–14. В условиях переполненности школы в большинстве своём стали работать в две смены. Сократились до минимума и перерывы между сменами, а в отдельных школах они вообще исчезли. Итак, пятидневка была достигнута исключительно за счёт перегрузки детей и ухудшения условий учёбы. Ещё в 1997 году Комитет Госсанэпиднадзора принял санитарные правила для школы, в которых определена максимально допустимая продолжительность рабочей недели для всех категорий школьников — I, II и III ступеней обучения. Каждая из этих норм медицински выверена, за каждой — многолетняя работа нескольких научно–исследовательских институтов, заключение практических врачей. Теперь, спустя годы, статистика констатирует: лишь пять процентов детей, окончивших среднюю школу, можно считать здоровыми. Резко увеличились показатели заболеваемости: по болезням нервной системы — в 2 раза, органов пищеварения — в 2,5 (в основном за счёт роста в 4 раза язвенной болезни желудка и 12–перстной кишки), болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета — в 4 раза, системы кровообращения — в 2,5 раза (прежде всего — за счёт роста гипертонической болезни), болезней крови и кроветворных органов (в основном за счёт анемий) — в 3 раза. Продолжать не будем. Ясно одно: такого «больного» поколения мы не получали никогда прежде. Причин тому много, но на одно из первых мест медики ставят учебные нагрузки, вызванные переходом на пятидневку. Исходя из этого сама постановка вопроса: «Какая разница — 3 урока просидит 8–летний малыш в школе или 5?» — неправильна. В младшем школьном возрасте — особенно ранимом — происходит формирование психики, характера, да и отношения к школе и учёбе. Конечно, ребёнок может и 5, и 6 уроков выдержать, и ничего с ним как будто не случится. Но чем старше он будет становиться, тем больше отклонений в здоровье проявится. А на выходе из школы мы получим те самые печальные цифры. К исполнению Дитяткина О. С., заместитель директора по учебной работе МОУ «СОШ ЗАТО – пос. Михайловский»: По закону «Об образовании» решение о режиме обучения принимает типовое образовательное учреждение. То есть как учиться — по пятидневной или по шестидневной неделе — решают администрация школы совместно с родительской общественностью. Такое решение о шестидневном режиме обучения было принято на общешкольном собрании в мае 2010 года. Переход на шестидневную рабочую неделю связан и с введением в области регионального компонента. Региональный компонент обеспечивает формирование потребности населения Саратовской области в здоровом образе жизни и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отраженно своеобразие экологической обстановки области. Региональный компонент включает следующие предметы: Основы здорового образа жизни для 1-11 классов, экология для 5-9-х классов и основы безопасности жизнедеятельности для 9-11 классов. Потребность в школьном курсе «Основы здорового образа жизни» обусловлена ухудшением физического и психического здоровья детей и подростков. Поэтому мы должны создать в школе условия, обеспечивающие сбережение и укрепление здоровья учащихся, а так же способствовать формированию культуры здорового образа жизни, что становиться одной из приоритетных задач развития региональной системы образования. Учитывая сложность экологической ситуации в области, специфику региональных задач по уничтожению химического оружия рекомендуется продолжить экологическое образование и воспитание школьника путем выделение отдельного часа на предмет «Экология» на ступени основного общего образования. Формирование навыков безопасной трудовой деятельности, ознакомление с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, основами военной службы диктует необходимость изучения в рамках регионального компонента предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» В связи с законом на преподавание регионального компонента в школах увеличивается количество часов. В противном случае, если не увеличивать школьную неделю, придётся сузить преподавание и так называемого федерального компонента — уменьшить часы на русский язык, литературу, математику, историю и другие жизненно важные предметы. Относиться к этому можно по–разному, но истерики вряд ли допустимы. Надо выходить из положения. Допустить уменьшение основных программ не могут сегодня ни образовательные учреждения, ни родители. Кстати, кроме регионального, у нас есть ещё школьный компонент — факультативы, спецкурсы и т. д., в том числе это часы, выделяемые на углублённое изучение предметов. При пятидневке на школьный компонент часов не остается совсем. Для примера: При обычной пятидневке на изучение таких предметов как русский язык и математика в начальном звене предусматривается 5 и 4 часа, а при шестидневке школа имеет возможность добавить еще по одному дополнительному часу из школьного компонента. Что мы и сделали в этом учебном году, то есть у наших детей появилась возможность более тщательно изучить данные предметы и значительно улучшить показатели итогового мониторинга, которые, нужно заметить, последние два года были не на самом высоком уровне. Так же происходит и в среднем звене. Таким образом, часы школьного компонента мы используем на «усиление» базовых предметов федерального компонента, что связано с проведением обязательной итоговой аттестации выпускников по данным предметам. Кроме того, в письме Министерства образования от 05 августа 2009 года были даны рекомендации Министерством образования Саратовской области о введении дополнительного часа занятий физической культуры на всех ступенях общего образования (не менее трех), что позволяет усилить оздоровительную направленность образования. Поэтому школам рекомендуется шестидневка — чтобы дети обучались по полной, а не усеченной программе. Для того чтобы реализовать и федеральные программы, и региональный компонент лучше перейти на 6–дневную рабочую неделю. Маслова О. Р., директор МОУ «СОШ ЗАТО – пос. Михайловский»: Введение регионального компонента проходило поэтапно, поэтому переходили на шестидневку далеко не все классы, и тем более не все школы. Согласно требованиям СанПин и базисному учебному плану 2004 года 1–е классы в обязательном порядке обучаются по 5–дневной учебной неделе. Введение регионального компонента там не предполагается, он вводится в школьную программу только со 2–го класса. Школам даны рекомендации уходить от пятидневки и использовать субботний день для реализации части учебного плана, кружковой работы, факультативов, разгрузить другие дни и меньше напрягать детей в течение недели. Исполнить эти рекомендации можно, только уйдя на шестидневку. А в старшей школе, где учебный план наиболее расширен, шестидневка тем более целесообразна — для лучшей подготовки к выпускным государственным экзаменам. Очень хотелось бы, чтобы ситуация по данному вопросу в поселке была рассмотрена не сиюминутно, а объективно, корректно и взвешенно.
Категория: Мои статьи | Добавил: OlgaMaslowa (23.01.2012)
Просмотров: 2416 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: