Главная » Статьи » Мои статьи |
Проблема межличностного взаимодействия
в современной школе приобретает все большее значение. Организация процесса
взаимодействия педагога и школьников в учебной деятельности оказывает
непосредственное влияние на развитие субъектов образовательного процесса.
Исследования показывают, что педагогическая деятельность осуществляется через
межличностное взаимодействие. При неэффективном взаимодействии происходит
нерезультативная передача знаний, возникают конфликты, затруднения в общении,
что не способствует полноценному развитию личности ребенка. Особенно
значимым является характер межличностного взаимодействия в начальной школе,
обучение в которой изменяет весь образ жизни не только ребенка, но и взрослых –
родителей. Взаимодействие учителя с учащимися и их родителями, близость их
установок на образование детей, жизненных ориентаций, коммуникативных
установок, во многом определяет дальнейший симбиоз школы и семьи.
Психологическое благополучие данного союза зависит, прежде всего, от учителя,
его готовности и способности к более широкому социальному общению с разными
типами детей и взрослых (разными жизненными ценностями, направленностью
личности, характером, уровнем культуры). Можно предполагать, что чем больше
учитель осознает значимость такого социально-личностного взаимодействия в
учебно-воспитательном процессе, тем больше он ориентирован на сотрудничество в
педагогической деятельности. В
психологической литературе взаимодействие понимается как процесс
непосредственного или опосредованного воздействия, влияния участников этого
процесса друг на друга. В целом взаимодействие в структурном отношении – это
процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта,
совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового
действия и, с другой стороны, из духовного вербального и невербального
информационного контакта. Взаимодействие
выступает как интерактивная сторона общения, обозначающая характеристику тех
его компонентов, которые связаны с взаимовлиянием людей друг на друга, с
непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно
многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой
особый вклад. На ее основе рождается коммуникативный процесс или межличностное
общение. Обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности неизбежно
предполагает также достижение взаимопонимания между участниками, которое
реализуется в новых совместных попытках организовать и развить далее
деятельность. При этом для участников важно не только обменяться информацией,
но и организовать обмен действиями, спланировать их. Взаимодействие
характеризуется общественными отношениями, которые даны через ту социальную
деятельность, частью которой оно является, и межличностными, определяющими тип
взаимодействия при данных конкретных условия и степень его выраженности. А.Н.
Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев отмечали, что межличностное
взаимодействие – это система избирательных связей человека с другими людьми.
Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский рассматривали межличностные отношения как
взаимоотражение. Таким
образом, в широком смысле межличностное взаимодействие – это случайный или
преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный,
вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий
следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
В узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий,
связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников
выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. К
социально-образовательной среде обычно относят администрацию учебного заведения,
учителей, учащихся, родителей, воспитателей, руководителей кружков и других
лиц, тесно связанных с учебно-воспитательной деятельностью. Школа по сравнению
со многими другими учреждениями отличается обилием всевозможных межличностных,
групповых, ролевых взаимосвязей и взаимодействий, порой запутанных, тесно
переплетенных и неоднозначных. Особое
значение приобретает необходимость индивидуализации педагогической технологии,
применяемой учителем к состояниям и свойствам школьника. Это требует особой
стратегии взаимодействия в диаде «учитель – ученик», предполагающей наличие у
педагога открытости, чувствительности к внешним влияниям, в данном случае к
индивидуальным особенностям ребенка, его эмоциональным состояниям и
мотивационным тенденциям. Под
«стратегией взаимодействия» понимается осознаваемый выбор стилевых и
содержательных характеристик организации и построения общения, определяемый не
только содержанием ситуации, но и личностными предпочтениями субъекта. По моему мнению, такой стратегией
взаимодействия может быть организация педагогического общения, схематически
изображенная в виде «Окна Джогари» В ее основу положено представление о
том, что результат и характер межличностного взаимодействия в конечном итоге
определяется степенью выраженности двух процессов: контакта и обратной связи.
Контакт выступает как показатель степени открытости субъекта, его способности
принимать самому и демонстрировать другим свою индивидуальность, не ожидая
непонимания, осуждения или использования этой открытости в ущерб себе. Обратная
связь характеризуется способностью не только фиксировать информацию о другом
человеке, но и перестраивать содержательные характеристики взаимодействия с
этим человеком в соответствии с его позициями, состояниями и мотивами. Сочетание степени выраженности
описанных выше процессов позволяет выделить следующие четыре стратегии
взаимодействия: «Арена», «Фасад», «Слепая зона», «Мертвая зона». С целью изучения стратегий
организации межличностного взаимодействия был проведен опрос учителей начальных
классов (n = 100), в
котором приняли участие педагоги, работающие в данной сфере по призванию,
ориентированные на свое непрерывное профессиональное совершенствование,
развитие психолого-педагогической компетентности. Результаты опроса показали, что
стратегия межличностного взаимодействия «Арена» характерна для 28% респондентов
(педагоги, во взаимодействии которых с учащимися в высокой степени представлены
и процесс «обратной связи», и процесс «контакта»), стратегия «Фасад» – для 69%
опрошенных (хорошо выражен процесс «обратной связи», но не явно, т.е.
минимизирован, процесс «контакта»), стратегия «Слепая зона» – для 3% (процесс
«контакта» преобладает над «обратной связью»). Учителей с такой стратегией
взаимодействия, как «Мертвая зона», не оказалось. Несмотря на высокий уровень
удовлетворенности педагогической деятельностью, систематическое участие в
работе курсов повышения квалификации, многие учителя имеют трудности в процессе
межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде: 27% педагогов
– в общении с учащимися, 32% и 11% – в работе с родителями и коллегами
соответственно. По
мнению исследователей, занимающихся проблемами организации межличностного
взаимодействия, наиболее оптимальна стратегия взаимодействия «Арена», особыми
чертами которой являются открытость, прямота, понимание желаний и позиций
других участников взаимодействия. Исследование особенностей этой стратегии в
школе показало, что таким учителям свойственна озабоченность созданием у
учащихся положительной мотивации к деятельности. Они более снисходительны к их
ошибкам, к импровизации в ответах, более склонны поощрять, чем наказывать. В то
же время педагоги данной группы менее деловиты, допуская на уроках «лирические
отступления», демонстрируя не ролевое, а личностное отношение к происходящему,
они склонны информировать детей о возникших здесь и теперь переживаниях.
Конечно, стратегия «Арена» на первых порах выступает как фактор, существенно
дестабилизирующий отношения в диаде «учитель-ученик». Это происходит потому,
что чаще всего взаимодействие в школе между педагогом и ребенком является
формализованным общением, во многом ритуальным и, таким образом, предполагающим
закрытость сторон. Привыкание к стратегии «Арена» придает педагогическому
общению качественное своеобразие, и новые, «человеческие», отношения между
учителем и ребенком изменяют мотивационную ситуацию взаимодействия. Дело в том,
что ребенок начинает обучаться и совершенствоваться не для деятельности, а для
учителя, пытаясь сохранить открытость и доверительность отношений, имея
возможность удовлетворить свою потребность в самопринятии и защищенности. В современной школе более всего
распространена стратегия педагогического взаимодействия, которая называется
«Фасад». Она характеризуется тем, что у учителя отсутствует желание быть
максимально открытым, доброжелательным, контактным. В то же время здесь
доминирует процесс обратной связи, когда учитель всемерно стремится к
получению информации об учениках, о том, какой они видят ситуацию
взаимодействия, каким они видят его самого и насколько благополучно это
видение. Такая позиция постепенно превращается в ситуацию стремления быть
«идеальным учителем», сводится к поиску одобрения и успешности своей
профессиональной деятельности. Педагог скрывается за «фасадом» формально
правильного учительского поведения. Мотивация учения детей строится на основе
предписаний, принуждения; реакции на изменения ситуации определяются не
личностными отношениями, а формальными профессиональными требованиями. В
отношениях с детьми присутствует некоторая отстраненность, официальность. Замечу, что существует стратегия
«Слепая зона», когда один из партнеров чрезмерно увлекается процессом контакта
и перестает реагировать на обратную связь. Это может быть обусловлено
внутренним невротическим напряжением, слишком интенсивными эмоциональными
переживаниями или тем, что субъект является экзальтированной личностью. Человек
с такой стратегией общения не имеет представления о последствиях собственного
поведения, не может прогнозировать их. Его поведение становится не очень
предсказуемым и вызывает напряженность. Для партнера по общению характерно
чувство враждебности, беззащитности и ненужности. Обычно учащиеся начинают
чувствовать себя лишенными каких-либо прав и у них возникает ощущение
несправедливости оценки их работы. Поскольку поведение учителя со стратегией
«Слепая зона» ориентировано на импульсивные характеристики общения, то, в
сочетании с отсутствием прогноза в такой ситуации, ребенок часто ощущает
непонимание собственных позиций, состояний и стремлений со стороны учителя. Особой стратегией взаимодействия
является «Мертвая зона», которая характеризуется игнорированием и процесса
«контакта», и процесса «обратной связи». Возникает ситуация болезненной
аутичности. Исследования показали, что такой стиль взаимодействия встречается
достаточно редко и может быть проявлением невротических или психопатических
состояний. Таким образом, представленность
процессов «контакта» и «обратной связи» существенно сказывается на характере
организации педагогического взаимодействия. Следует заметить, что для
большинства учителей характерна неэффективная стратегия межличностного
взаимодействия «Фасад», что может приводить к возникновению различного рода
негативных последствий. В этой связи актуальна проблема подготовки педагогов,
способных реализовать соответствующие характеристики общения в диаде
«учитель-ученик» с целью оптимизации учебного процесса. | |
Просмотров: 2140 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |