Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

...

Воскресенье, 19.05.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ РФ и нашей школы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Преподавание основ культур в школе будет осуществляться с соответствии нормами законодательства РФ: Конституцией РФ, законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Знакомство в школе с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 закона Российской Федерации «Об образовании»). В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст.13,14 Конституции РФ) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся( ст. 5 п. 2,4 Закона Российской Федерации
« О свободе совести и о религиозных объединениях»). В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В РФ законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы. Такое обучение может вести только религиозная организация. С сентября 2010 года началось введение в РФ и нашей школе федерального образовательного стандарта нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образования, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения. Согласно приказу Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т. д.) и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Преподавание светской этики основывается на общих для россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Один из модулей изучается учащимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса по 2 учебных часа в неделю. Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие дисциплины, с которыми знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. Блок 4 – итоговый, обобщающий. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу каждого учащегося. Возможно проведение школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», приуроченного к государственному празднику – Дню национального единства, проводимого 4 ноября. Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться учащимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого учащегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединениях, в обучении религии. Сегодня Вам уважаемые родители предстоит принять решение о записи ребенка на изучение определенного модуля, заполнив соответствующее заявление. Администрацией школы исходя из ваших желаний и потребностей будет проведена соответствующая работа, которая позволит осуществить Поручение Президента Российской Федерации и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации в жизнь.
Категория: Мои статьи | Добавил: OlgaMaslowa (23.01.2012)
Просмотров: 412 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: